Об авторе

Моя сознательная жизнь началась в то время, которое впоследствии назовут у нас «оттепелью». Я рано потерял родителей. Бабушка стала мне и матерью, и отцом. После окончания средней школы в 53-м три года работал на стройках рабочим-геодезистом, потом устроился фотографом-лаборантом. Именно в этот период по-настоящему увлёкся фотографией. Старенький «ФЭД», подарок отца, стал моим продолжением.

В 1957 году снял свой первый фоторепортаж о Московском международном фестивале молодёжи. Напечатал снимки в газете «Наш фестиваль» и окончательно определился в выборе будущей профессии фотожурналиста. В 61-м был принят на работу в АПН – Агентство печати «Новости», престижную организацию, созданную специально для работы на заграницу и отличавшуюся особым, «западным» стилем. Я постигал профессию, а профессия учила меня самого: преодолевать трудности, ценить удачи, не запрокидывать горделиво голову, а помогать коллегам и радоваться их успехам.

Мне всегда было интересно, как воспринимают мои фотографии. Работая над портретом, стараюсь уловить внутреннее состояние героя. Тогда эмоциональное воздействие снимка творит чудеса: самые разные люди начинают «разговаривать» с фотографией, как бы погружаясь в неё. Мне как репортёру близка жанровая, ситуативная, «живая» фотография. И здесь главное – не упустить мгновение действия. Репортажный кадр требует от мастера особого «чутья на момент». Его предвидения.

Юрий Абрамочкин 

Человек, поймавший свет

 
 
 
 

Когда просматриваешь фотографии Юрия Абрамочкина, невольно всплывает привычный образ «фотолетопись эпохи». Мне не нравится этот журналистский штамп, но своими работами Юрий Васильевич действительно создал портрет жизни страны за несколько десятилетий. Кажется, не было крупного события в истории СССР и России, которое не зафиксировала бы фотокамера этого замечательного мастера. Покорение космоса, подъем целины, годы брежневского застоя и горбачевской перестройки, распад СССР, трудные экономические реформы 90-х. И, наконец, наше неоднозначное и противоречивое сегодня — все это нашло свое отражение в работах публициста Юрия Абрамочкина. Он именно публицист. Талантливый художник, Абрамочкин умеет делать прекрасные, тонкие фотографические пейзажи. И все-таки его кредо — именно фоторепортаж из гущи событий. Такие кадры нельзя сделать в тиши кабинета, в студии, на пленэре или на кремлевском приеме. Он живет рядом со своими героями, работает и радуется вместе с ними.

У Юрия Васильевича есть важное качество. Он искренне любит людей, которых снимает. И совершенно неважно, кто это: первый космонавт планеты, лидер кубинской революции или простой рыбак с Байкала. Мне кажется, благодаря этому интересу, сопереживанию своим героям его фотографии — не застывшие официозные изваяния, а живые, одухотворенные портреты. За каждым из них личность, характер человека.

Судьба на полвека забросила Абрамочкина в «кремлевский пул» фотожурналистов, дала возможность объехать с камерой полмира. Он снимал Хрущёва, Брежнева, Горбачёва, Ельцина, Кастро, Никсона, королеву Елизавету, Тэтчер, Ганди и многих других исторических персонажей. Наверное, нет крупного политического деятеля второй половины XX века, портрет которого не попал бы в фотоархив Абрамочкина. А еще герои космоса, известные конструкторы, ученые, писатели, художники, музыканты, актёры.

Его допускали в «святая святых», поэтому многие фотографии Юрия Васильевича абсолютно уникальны. По воле судьбы и собственному предвидению он оказывался в нужное время в нужном месте. Но ведь важно было ещё найти ракурс, поймать свет, а главное — момент нажатия на кнопку затвора. Глядя на фотографии, мы понимаем, что они сделаны большим мастером.

Снимая «великих мира сего», Абрамочкин делает это с искренним уважением, но без чинопочитания и дрожи в руках. Поэтому мы видим живых людей с их человеческими слабостями, проблемами, радостями. Юрий Васильевич может допустить добрую иронию к героям своего репортажа независимо от их общественного положения и статуса, но он никогда не позволяет себе неуважения, фамильярности или бестактности. Абрамочкин — фоторепортер, а не папарацци. Его работы интересны для истории, а не для гламурной и жёлтой прессы.

Юрий Васильевич искренне гордится своей Родиной и сопереживает ее испытаниям. Положите рядом фотографии парада на Красной площади и барахолки на стадионе в Лужниках. Видно, что делал их неравнодушный человек, болеющий за судьбу страны.

Если кому-то покажется, что он слишком восторгается советским прошлым и критичен к постперестроечным временам, то, пожалуй, доля истины в этом есть. Что ж, это его право. Он много повидал за свои 50 лет на передовой с камерой в руках — снимаю шляпу.

А ещё Юрий Васильевич блестящий рассказчик. И ему есть о чем рассказать. За каждой фотографией, действительно, история страны. Да и сам по себе Абрамочкин не просто кладезь воспоминаний, но глубоко эрудированный, творческий человек. Не поленитесь прочитать подписи автора к своим фотографиям. Вы узнаете немало интересного!

Первый министр экономики России,
профессор Андрей Нечаев. 2011 г.